» » Биография Эрдман Н.Р.

Никола́й Робéртович Э́рдман (3 (16) ноября 1900, Москва, — 10 августа 1970, там же) — русский советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

Биография

Николай Эрдман родился в семье бухгалтера фабрики «Товарищества шёлковой мануфактуры», лютеранина и уроженца Митавы Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950), впоследствии также блеснувшего ролями второго плана в фильмах «Окраина» и «Весёлые ребята», и Валентины Борисовны Эрдман (в девичестве Кормер, 1880—1964). Бабушка со стороны матери, Прасковья Абрамовна Гольдберг (1854—1938), была дочерью московского купца первой гильдии и мануфактурщика Абрама Симховича Гольдберга. Тётя, Ольга Борисовна Кормер (1885—1963), была замужем за протоиереем С. И. Голощаповым.

Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище. В 1919 году был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения»), был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924).

«Мандат» и «Самоубийца»

В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда (премьера состоялась 20 апреля), а затем в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 1920-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений.

Иная судьба ожидала вторую пьесу Эрдмана — «Самоубийца», написанную в 1928 году. В том же году её принял к постановке Вс. Мейерхольд, но не получил разрешения Главреперткома; в начале 1930-х годов разрешение как будто было получено: в декабре 1931 года пьесу Эрдмана начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещён на стадии генеральной репетиции. В этот период изменилось отношение и к «Мандату».

В 1982 году бывший актёр ГосТиМа Валентин Плучек поставил многострадальную пьесу Эрдмана в Московском театре Сатиры, но прожил спектакль недолго и вскоре был запрещён; лишь в 1986 году Плучек смог возобновить «Самоубийцу».

Арест и ссылка

С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята»; однако во время съёмок комедии в Гаграх, в 1933 году, Эрдман и Масс были арестованы. Поводом для этого стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вёл Н. Х. Шиваров; приговор, вынесенный Эрдману, оказался мягким для того времени — ссылка на 3 года в г. Енисейск.

Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат на Дине Воронцовой (1898—1942), балерине и эстрадной танцовщице.

Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск, куда прибыл 8 марта. Вскоре Степанова вышла замуж за Александра Фадеева.

В Томске Эрдман проживал в Подгорном переулке (ныне — Беленца), д. 6. Чем он занимался почти полтора года, пока не установлено. 1 сентября 1935 года был зачислен в Томгортеатр заведующим литературной частью. Приказом от 22 октября 1936 года Эрдман был уволен с этой должности с 1 ноября по собственному желанию — в 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине, в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.

После ссылки

После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; пьес он больше не писал, но продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова — «Волга-Волга», в 1941 году удостоенного Сталинской премии.

Осенью 1941 года, как все поражённые в правах, Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в здании Саратовского ТЮЗа работал эвакуированный из Москвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Л. П. Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.

Во время войны он участвовал во фронтовых бригадах, обслуживавших войска НКВД, носил форму. Однажды, глядя на себя в зеркало, грустно заметил: «У меня такое ощущение, будто за мной опять пришли…»

После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в Театре на Таганке.

Многие годы Эрдман сотрудничал c Михаилом Вольпиным. В частности, этим замечательным дуэтом (Эрдман — проза, Вольпин — стихи) создан русский текст оперетты Штрауса «Летучая мышь» (включая знаменитую сцену «про собаку Эмму»), позже использованный при экранизации. О работе Эрдмана над переводами классических оперетт говорят слова Г. М. Ярона: Мне кажется, что за все годы было только две удачные переделки классических оперетт — это «Боккаччо» В. Масса и Н. Эрдмана, шедшая у нас в 1930 году в постановке В. Бебутова, и «Летучая мышь» Н. Эрдмана и М. Вольпина, поставленная у нас же И. Тумановым в 1947 году.

Николай Робертович Эрдман умер 10 августа 1970 года на 70-м году жизни. 13 августа похоронен в Москве на Новом Донском кладбище.

Семья

Двоюродный племянник — писатель Владимир Фёдорович Кормер.

Творчество

Сочинения

Пьесы

- «Носорогий хахаль», пародия на пьесу «Великолепный рогоносец»
- 1923 — «Шестиэтажная авантюра», буффонада
- 1924 — «Гибель Европы на Страстной площади»
- 1924 — «Москва с точки зрения», обозрение, в соавторстве с В. Массом и др.
- 1925 — «Мандат»
- 1928 — «Самоубийца»
- «Квалификация» (драматическая миниатюра)
- «Мать»
- «Гипнотизер», не завершена
- Инсценировка «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, в соавторстве с Юрием Любимовым

Либретто оперетт

- «Нищий студент» Карла Миллёкера
- «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (проза; стихи М. Вольпина)

Интермедии

- Интермедии к сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот»
- Интермедии к спектаклю по комедии Уильяма Шекспира «Два веронца»
- Интермедии к спектаклю по трагедии У. Шекспира «Гамлет»
- Интермедии к спектаклю «Пугачёв» по драматической поэме Сергея Есенина
- Интермедия к комедии-оперетте Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш»

Куплеты, сцены для спектаклей

- Куплеты к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»
- Сцена к водевилю Д. Ленского «Лев Гурыч Синичкин»

Театральные постановки

«Мандат»

- 1925 — Театр им. Мейерхольда. Постановка Вс. Мейерхольда; художники И. Шлепянов, П. В. Вильямс

«Самоубийца»

- 1982 — Московский театр Сатиры. Постановка В. Плучека
- 1989 - Театр "Творческие мастерские Кирилла Датешидзе" Постановка К.Л. Датешидзе.
- 1990 — Театр на Таганке, Постановка Ю. Любимова; художник Д. Боровский
- 2000 - Московский театр на Юго-Западе. Постановка - н.а. РФ Валерия Беляковича
- 2006 — Российский академический молодёжный театр
- 2013 — Театр на Таганке, режиссёр Рената Сотириади, художник Ирина Титоренко
- 2015 — Театр «Студия Театрального Искусства», постановка С.В. Женовача.
- 2017 - Дзержинский театр драмы, постановка С.Стеблюка

Экранизации

- 1972 — «Самоубийца» серб. «Samoubica» (Югославия) — телефильм по пьесе «Самоубийца»
- 1979 — «Летучая мышь» (СССР) — фильм режиссёра Я. Фрида по одноимённой оперетте
- 1990 — «Самоубийца» (СССР) — фильм режиссёра В. Пенкдраковского по пьесе «Самоубийца».
- 1980 — Альманах сатиры и юмора (СССР) инсценировка по мотивам либретто Н. Эрдмана оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».

Фильмография

Сценарист

- 1927 — Турбина № 3 (Соавтор Адриан Пиотровский)
- 1927 — Митя
- 1928 — Проданный аппетит (среднеметражный) (Соавтор Анатолий Мариенгоф)
- 1928 — Дом на Трубной (Соавторы Белла Зорич, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Виктор Шкловский)
- 1929 — Посторонняя женщина (Соавтор Анатолий Мариенгоф)
- 1933 — Весёлые ребята (Соавторы Владимир Масс, Григорий Александров)
- 1938 — Волга-Волга (Соавторы Михаил Вольпин, Григорий Александров)
- 1940 — Старый наездник (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1941 — «Эликсир бодрости» (в Боевом киносборнике № 7, короткометражный) (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1943 или 1942 — Принц и нищий
- 1943 — Актриса (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1946 — Здравствуй, Москва! (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1951 — Смелые люди (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1951 — Спортивная честь (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1953 — Застава в горах (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1954 — Шведская спичка (среднеметражный)
- 1956 — На подмостках сцены (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1957 — Рассказы о Ленине (новелла «Подвиг солдата Мухина») (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1959 — Косолапый друг (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1961 — Мишель и Мишутка (среднеметражный) (Соавтор М. Демиденко)
- 1961 — Любушка
- 1962—1963 — Необыкновенный город
- 1963 — Укротители велосипедов (Соавторы Юрий Озеров, Юлий Кун)
- 1963 — Каин XVIII (Соавтор Евгений Шварц)
- 1964 — Морозко (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1966 (или 1965) — Город мастеров
- 1968 — Огонь, вода и… медные трубы (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1975 — Дрессировщики (фильмы «Побег», «Приключения медвежонка») (Участие в сценариях)

Мультфильмы

- 1948 — Федя Зайцев (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1953 — Храбрый Пак (литературная обработка)
- 1953 — Братья Лю
- 1953 — Полёт на Луну (Соавтор В. Морозов)
- 1954 — Оранжевое горлышко
- 1954 — Золотая антилопа (литературная обработка)
- 1955 — Остров ошибок (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1955 — Ореховый прутик (литературная обработка)
- 1956 — Двенадцать месяцев (Соавтор Самуил Маршак)
- 1956 — Палка-выручалка (литературная обработка)
- 1956 — Приключения Мурзилки (только выпуск 1) (Соавторы О. Эрберг, Н. Каранов)
- 1957 — Исполнение желаний (литературная обработка)
- 1957 — Верлиока (Соавтор Александра Снежко-Блоцкая)
- 1957 — В некотором царстве
- 1957 — Снежная королева (Соавторы Лев Атаманов, Георгий Гребнер)
- 1957 — Тихая пристань (Соавтор В. В. Медведев)
- 1958 — Кошкин дом (Соавтор Самуил Маршак)
- 1958 — Тайна далёкого острова (Соавтор В. Данилов)
- 1959 — Янтарный замок (литературная обработка)
- 1959 — Приключения Буратино (Соавтор Л. И. Толстая)
- 1959 — День рождения (литературная обработка)
- 1960 — Человечка нарисовал я (Соавтор Михаил Вольпин)
- 1960 — Королевские зайцы (литературная обработка)
- 1961 — Три пингвина
- 1964 — Дюймовочка
- 1965 — Лягушка-путешественница
- 1966 — Поди туда, не знаю куда
- 1968 — Кот, который гулял сам по себе
- 1969 — Снегурка
- 1970 — Самый главный
- 1970 — Быль-небылица

Автор текстов песен

- 1949 — Чудесный колокольчик (мультфильм)

Признание и награды

- Сталинская премия второй степени (1951) — за сценарий фильма Смелые люди

Память

фильмы о персоне

- 2006 — «Хранят так много дорогого…, или Эрдман и Степанова: двойной портрет в интерьере эпохи» (документальный, Россия);
- 2015 — сериал «Орлова и Александров».

  Поделиться:


Ссылка:
BB-code:
HTML: