» » Биография Гауф В.

Вильге́льм Га́уф (нем. Wilhelm Hauff, 29 ноября 1802, Штутгарт — 18 ноября 1827, там же) — немецкий писатель и новеллист, представитель направления бидермейер в литературе.

Литературное наследие Гауфа заключается в трёх сборниках сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умел сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым. В Байрсброне находится «Музей сказок Вильгельма Гауфа».

Биография

Вильгельм Гауф родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, который служил секретарём в министерстве иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльзессер Гауф. Из четырёх детей он был вторым по старшинству. В 1809 году, когда Вильгельму было семь лет, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в университетский город Тюбинген. Там, в доме деда по материнской линии, прошли юные годы Гауфа. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а через два года он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.

Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгеля и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, пoceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.

Именно для детей барона фон Хёгеля были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф-аист» и другие, сразу приобретшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. В России Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными Виссарионом Белинским, такими, как «Отелло», «Нищенка с Pont des Arts».

В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond). Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато заметно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений.

Роман «Человек с Луны» был написан как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клаурена (Heinrich Clauren). В отместку Клаурен предпринял своеобразную атаку на все творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Г. Клаурена о „Человеке с Луны“», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клаурен наводнил страну.

Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф написал исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Этот роман приобрёл огромную популярность в Германии, и особенно на землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописал «Мемуары сатаны» и опубликовал несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро стали народными песнями.

В январе 1827 года Гауф занял должность редактора Штутгартской утренней газеты и женился на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблён с детства. Однако счастье их было недолгим. Незадолго до его кончины, 10 ноября, у него родилась вторая дочь Вильгельмина, а через восемь дней он умер от брюшного тифа.

Произведения

Сказки

- Märchen-Almanach auf das Jahr 1826 für Söhne und Töchter gebildeter Stände (Альманах сказок на 1826 год для сыновей и дочерей знатных сословий):
- Märchen als Almanach (Сказки как альманах);
- Die Karawane (Караван);
- Die Geschichte vom Kalif Storch (История о калифе-аисте);
- Die Geschichte von dem Gespensterschiff (История о корабле-призраке);
- Die Geschichte von der abgehauenen Hand (История об отрубленной руке);
- Die Errettung Fatmes (Спасение Фатимы);
- Die Geschichte vom kleinen Muck (История о маленьком Муке);
- Das Märchen vom falschen Prinzen (История о мнимом принце).

- Märchen-Almanach auf das Jahr 1827 für Söhne und Töchter gebildeter Stände (Альманах сказок на 1827 год для сыновей и дочерей знатных сословий):
- Der Scheik von Alessandria und seine Sklaven (Александрийский шейх и его невольники);
- Der Zwerg Nase (Карлик Нос);
- Abner, der Jude, der nichts gesehen hat (Абнер, еврей, который ничего не видел);
- Der Affe als Mensch («Молодой англичанин» (букв. «Обезьяна в роли человека»));
- Die Geschichte Almansors (История Альмансора).

- Märchen-Almanach auf das Jahr 1828 für Söhne und Töchter gebildeter Stände (Альманах сказок на 1828 год для сыновей и дочерей знатных сословий)
- Das Wirtshaus im Spessart (Трактир в Шпессарте);
- Die Sage vom Hirschgulden (Рассказ о гульдене с оленем);
- Das kalte Herz (Холодное сердце);
- Saids Schicksale (Приключения Саида);
- Die Höhle von Steenfoll — Eine schottländische Sage (Пещера Стинфолла. Шотландская сага).

Романы

- Lichtenstein (Лихтенштейн)
- In König Laurins Rosengarten (В розовом саду короля Лаурина)

Сатирические произведения

- Der Mann im Mond oder Der Zug des Herzens ist des Schicksals Stimme (Человек с Луны, или Поезд сердца — голос судьбы);
- Mittheilungen aus den Memoiren des Satan (Странички мемуаров сатаны)
- Controvers-Predigt über H. Clauren und den Mann im Mond (Спорная проповедь Г. Клорена о «Человеке с Луны»)

Рассказы

- Othello («Отелло») (1826)
- Die Sängerin («Певица») (1826)
- Die Bettlerin von Pont des Arts («Нищенка с Pont des Arts») (1827)
- Jud Süß («Еврей Зюсс») (1827)
- Die letzten Ritter von Marienburg («Последний Мариенбургский рыцарь»)
- Das Bild des Kaisers («Портрет императора»)
- Phantasien im Bremer Ratskeller, ein Herbstgeschenk für Freunde des Weines («Фантасмагории в Бременском винном погребке. Осенний подарок для любителей вина») (1827)
- Die Bücher und die Lesewelt («Книги и мир чтения»)
- Freie Stunden am Fenster («Бесплатные часы у окна»)
- Der ästhetische Klub («Эстетический клуб»)
- Ein Paar Reisestunden («Пара часов пути»)

Легенда

- Der Reußenstein (Ройсенштейн)

Экранизации произведений

- 1921 — Маленький Мук (режиссёр Уильям Прагер)
- 1944 — Маленький Мук (режиссёр Франц Фидлер)
- 1950 — Холодное сердце, ГДР
- 1953 — Маленький Мук, ГДР
- 1953 — Карлик Нос, ФРГ
- 1958 — Харчевня в Шпессарте, ФРГ
- 1969 — Калиф-аист, СССР
- 1970 — Карлик Нос, СССР
- 1971 — Маленький Мук (режиссёр Отто Антон Эдер; телефильм, Австрия)
- 1975 — Мук-скороход, СССР
- 1978 — Карлик Нос, ГДР
- 1980 — Карлик Нос, аудиоспектакль фирмы звукозаписи Мелодия, СССР, переиздание 2008 г.
- 1981 — Халиф-аист, СССР
- 1981 — Сказка, рассказанная ночью, по альманаху «Трактир в Шпессарте», СССР
- 1983 — Приключения маленького Мука (режиссёр Елизавета Кимягарова; телефильм, СССР, Таджикистан)
- 1985 — Принц-самозванец, Чехословакия, ГДР
- 2003 — Карлик Нос, Россия

  Поделиться:



Ссылка:
BB-code:
HTML: