В конце концов 1959 года «Жестяной барабан» появился в печати и имел мировой успех. История возникновения романа начерчена Грассом в его статье «Ретроспективный взгляд на «Жестяной барабан» — или автор как сомнительный свидетель. Свидетельство в собственном деле».
Путь Грасса во всех сферах литературы и искусства не является прямолинейным. В «Тагесшпигели» от 1 октября 1999 года сразу же после присуждения Грассу Нобелевской премии писали: «Благодаря своему роману «Жестяной барабан» («Die Blechtrommel», 1959) он завоевал немецкой литературе мировое признание и всю свою жизнь действенно вмешивался в политические дела Германии и в годы, когда страна была разделена, и после воссоединения — не всегда удобный человек, которому собственные произведения предоставляли веса».
Свою книжку-роман «Камбала» («Der Butt», 1977) Г. характеризует так: «В нем речь идет о первичной основе человеческого существования, о питании, т.е. о недостатке или излишке, о больших обжорах и множестве людей, которые страдали от голода, о радости неба и о куске хлеба со стола богатых». Мы можем добавить, что в этом романе речь идет также об истории человечества со времен палеолита и до наших дней, увиденную, однако, с пародийно-иронической точки зрения, как это назвал один литературовед, «с перспективы кухни и спальные».
Гюнтер Грасс (16 октября 1927) - немецкий писатель, скульптор, художник, график.
Гюнтер Вильгельм Грасс (нем. Günter Wilhelm Grass; [ˈɡʏntɐ ˈɡʀas]; фамилия при рождении Graß; 16 октября 1927, Вольный город Данциг (ныне Гданьск) — 13 апреля 2015, Любек, Германия) — немецкий писатель, скульптор, художник и график. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года. Грасс был членом объединения немецкоязычных авторов «Группа 47» (нем. Gruppe 47). Благодаря дебютному роману «Жестяной барабан» (нем. «Die Blechtrommel») (1959 год) получил международное признание как выдающийся немецкий писатель послевоенного периода.

Творчество Грасса и его роль как писателя и представителя интеллигенции, активно участвующего в политической жизни, были и остаются предметом глубоких исследований и продолжают вызывать неослабевающий интерес читателей и СМИ как в Германии, так и во всем мире. Главной мотивацией для Грасса была утрата его родного города Данцига и осмысление опыта нацизма, что нашло отражение практически во всех его произведениях. Благодаря своей известности и популярности, он публично комментировал политические и общественные события. Много лет активно участвовал в предвыборных кампаниях СДПГ и немецкой партии Зеленых. Его книги переведены на целый ряд языков, некоторые из произведений экранизированы. Кроме Нобелевской премии по литературе 1999 года Гюнтер Грасс удостоен множества других наград.
Действие происходит в XX в. в районе Данцига. Повествование ведётся от лица Оскара Мацерата, пациента специального лечебного заведения, человека, чей рост прекратился в возрасте трёх лет и который никогда не расстаётся с жестяным барабаном, поверяя ему все тайны, описывая с его помощью все, что видит вокруг. Санитар по имени Бруно Мюнстерберг приносит ему пачку чистой бумаги, и он начинает жизнеописание — своё и своей семьи.